Управление качеством дошкольного образования — вектор развития ДОУ

16 февраля 2022 года заместители руководителей дошкольных образовательных учреждений по ВМР в режиме видеоконференции обсуждали вопросы качества образования: как управлять качеством процессов, регулирующих функционирование системы дошкольного образования, качеством условий, созданных для образования детей дошкольного возраста, качеством результатов дошкольного образования.

Участники совещания отметили важность создания эффективного механизма оценки качества предоставляемых в ДОУ услуг и осуществление руководства развитием образовательной организации с учетом полученных результатов.

Опрос, проведенный в ходе мероприятия, показал, что качество образования - это эффективность всех сторон деятельности детского сада, открытость ДОУ и его конкурентоспособность, индивидуализация обучения, успешность деятельности педагогов, современное предметно-развивающее пространство, удовлетворение потребностей и ожиданий родителей и т.д.

В 2019 году по заказу Рособрнадзора была разработана и апробирована Концепция мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации. Являясь экспертом МКДО РФ в муниципалитете, С.Н. Евдокимова, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад № 59», рассказала о данном мониторинге, его целях, задачах, принципах, этапах проведения, проблемных зонах. В своем выступлении Светлана Николаевна отметила, что пройдя через МКДО и получив четкие и конкретные рекомендации, управленческая команда может оценить качество образования в своем ДОУ с разных точек зрения и в дальнейшем  оптимизировать работу детского сада.

Что такое региональный мониторинг оценки качества дошкольного образования? Каковы его критерии? Как организовать работу по заполнению необходимых сведений? На что обратить внимание? Ответы на эти и другие вопросы были получены в ходе выступления Ю.В. Ивченко, старшего преподавателя кафедры дошкольного и начального образования ОГБУ ДПО «РИРО».

Все муниципальные дошкольные образовательные учреждения Рязанской области в 2021 году прошли независимую оценку качества образовательных услуг (НОК). Сбор, обобщение и анализ информации осуществлялись в виде опроса руководителя ДОУ и участников образовательного процесса (родителей воспитанников). Г.Г. Болвачева, консультант отдела общего образования УОиМП администрации города Рязани, довела до сведения участников мероприятия информацию о результатах проведения НОК. Отмечено, что большинство ДОУ города Рязани получили высокий балл по следующим критериям: комфортность условий предоставления услуг, доброжелательность и вежливость работников ДОУ, удовлетворенность условиями оказания услуг.

С внутренней системой оценки качества образования (ВСОКО) познакомила коллег Е.А. Панкина, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Центра развития ребенка - детский сад № 143», которая подчеркнула, что данная система дает возможность руководителю и педагогам самостоятельно и детально оценивать практику работы с воспитанниками и родителями, позволяет сделать образовательный процесс ориентированным на ребенка и обеспечивает высокий уровень образования детей.

Обсуждая заинтересованность родителей в улучшении качества дошкольного образования, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад № 115» Е.С. Авдакова отметила важность вовлечения родителей в работу детского сада, системности взаимодействия с родителями, использования принципа индивидуального подхода с учетом особенностей каждой семьи, их ресурсов и возможностей. Понимание ожиданий родителей и стремление их реализовать дает дошкольному учреждению возможность повысить качество предоставляемых образовательных услуг и организовать эффективную подготовку детей к обучению в школе и жизни в современном обществе.

Директор МБУ «Центр мониторинга и сопровождения образования» Т.К. Харькова обсудила тему управления кадрами в детском саду. Участникам совещания были предложены различные формы для профессионального развития педагогов.

Подводя итоги совещания, был сделан вывод, что повышение качества образования возможно только путем организации систематической управленческой деятельности, основанной на аналитических данных, полученных в ходе мониторингов и исследований. Учитывая вызовы современного времени, задача администрации ДОУ - создание эффективного механизма оценки качества предоставляемых услуг дошкольного образования и осуществление руководства развитием образовательной организации с учетом полученных результатов.