ВПР, НИКО, PISA

Информационная справка

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования.

Цели проведения ВПР:

  • развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
  • мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
  • формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения;
  • формирование единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

ВПР проводятся по единым комплектам заданий, с использованием единых для всей страны критериев оценивания (разрабатываются ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) обеспечивает информационно-аналитическое и методическое сопровождение исследований качества образования всех уровней.

Ссылка на сайт РИРО: http://rirorzn.ru/regionalnye-monitor/prov_raboty/

Ссылка на сайт ФИ ОКО: https://fioco.ru/ru/osoko/vpr/

ВПР-2022

Впервые в 2022 году учащиеся 7 классов будут сдавать ВПР по двум обязательным предметам и двум, выбранным случайно (данная практика зарекомендовала себя в 2021 году в 6 и 8 классах). Сдавать ли ВПР оканчивающим 10 и 11 классы, как и в предыдущие годы, будут решать сами образовательные организации. Проверочные работы у одиннадцатиклассников должны проходить по тем предметам, которые они не выбрали для сдачи на ЕГЭ.

Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определят самостоятельно в рамках установленного расписанием периода. В соответствии с утвержденным расписанием в штатном режиме с 15 марта по 20 мая 2022 года ученики всех классов каждой параллели 4-8 классов напишут проверочные работы по русскому языку и математике. В этот же период четвероклассники, помимо русского языка и математики, сдадут ВПР по предмету «Окружающий мир», а ученики 5-х классов  - по биологии и истории.

С 1 апреля по 20 мая 2022 года учащихся 7 классов ждет мониторинг качества подготовки по английскому, немецкому и французскому языкам.

Также с 15 марта по 20 мая 2022 года для параллелей 6,7 и 8 классов пройдут ВПР по истории, биологии, географии, обществознанию, 7 и 8 классов – по истории, биологии, географии, обществознанию и физике, 8 классов – по истории, биологии, географии, обществознанию, физике и химии. Проверочные работы в 6-8 классах будут проводиться для каждого класса по двум обязательным предметам (русский язык и математика) и двум предметам на основе случайного выбора. Информация о распределении предметов по классам в параллели будет предоставлена в образовательную организацию через личный кабинет в Федеральной информационной системе оценки качества образования (ФИСОКО).

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования образовательного процесса, а органами управления образованием – для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития. Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, преподавателей, региональных и муниципальных органов управления образованием.

ИЗМЕНЕНИЯ СРОКОВ НАПИСАНИЯ ВПР-2022

В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в связи с прогнозируемым развитием эпидемиологической ситуации и сохранением рисков распространения COVID-19 проведение ВПР в общеобразовательных организациях в 2022 году переносится с весеннего на осенний период.

Результаты проведения ВПР для образовательных организаций, которые провели проверочные работы с 15.03.2022 по 26.03.2022, будут учтены, обработаны и опубликованы в разделе «Аналитика» в Федеральной информационной системе оценки качества образования (ФИС ОКО). Данные образовательные организации не будут проводить ВПР осенью 2022 года по учебным предметам, результаты которых уже обработаны.

Предварительные сроки проведения ВПР осенью 2022 года: с 19.09.2022 по 24.10.2022.

Управление качеством образования

Единая система оценки качества образования

В настоящее время в Российской Федерации сформирована Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе предметов, школ и регионов.

Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.

Система оценки качества школьного образования в России в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Первая важная процедура этой системы – национальный единый государственный экзамен (ЕГЭ), который является обязательным для всех выпускников школ с 2009 года. Вторая важная процедура системы оценки качества образования – государственная итоговая аттестация 9-х классов (ГИА-9), ключевой формой которой является основной государственный экзамен (ОГЭ). По результатам ГИА-9 школьник может продолжить обучение в старшей школе и в учреждениях среднего профессионального образования.

Промежуточные срезы знаний обучающихся проводятся по разным предметам и в разных классах при помощи национальных исследований качества образования (НИКО) и всероссийских проверочных работ (ВПР).

Кроме того, Россия принимает участие в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Эти исследования позволяют понять, насколько конкурентоспособной является российская школа сегодня, выявить и сравнить изменения, происходящие в системе образования разных стран, проанализировать факторы, позволившие странам-лидерам добиться успеха.

Оценку знаний учащихся школ дополняют исследования профессиональных компетенций учителей.

Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования проводит в Российской Федерации национальные исследования качества образования (НИКО), всероссийские проверочные работы (ВПР) и Международные сопоставительные исследования качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS, PIAAC)

Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся